Почему промышленность не успевает за перегретой российской экономикой: мнение эксперта ЦЕМРОСа

Почему промышленность не успевает за перегретой российской экономикой: мнение эксперта ЦЕМРОСа

Директор по логистике и закупкам ЦЕМРОСа Денис Назаров объясняет опасения главы Сбербанка Германа Грефа о перегреве российской экономики на примере отрасли производства стройматериалов.

Перед началом Петербургского экономического форума глава Сбербанка Герман Греф заявил о перегреве российской экономики. По словам руководителя Сбера, загрузка мощностей находится в России на предельном уровне, что ограничивает дальнейший экономический рост.

Как отмечает Денис Назаров, действительно, невиданную доселе загрузку всех мощностей испытывают все отрасли российской экономики. Строительная сфера, а также производство строительных материалов не является исключением – спрос высокий, но удовлетворить его в полной мере у предприятий, даже располагающих производственными мощностями и сырьем, не всегда получается.

Эксперт подчеркнул, что на данный момент российские предприятия волнует даже не поиск денег на развитие, а кадровый вопрос. По оценкам РАН, дефицит кадров в экономике составляет уже почти 5 млн человек, а в некоторых отраслях он выше 17% от среднесписочной численности. При этом строительство и логистика являются одними из наиболее пострадавших отраслей.

«В строительстве традиционно высокой была доля мигрантов, поэтому ситуация с ужесточением миграционного режима, а также снижение привлекательности заработков в России из-за ослабления рубля и роста экономики средней Азии привели к острой нехватке персонала в этой сфере», – пояснил Денис Назаров.

В логистике дополнительным фактором стала пандемия и последовавший расцвет индустрии электронной коммерции, где, по оценке Forbes, только на складахи и ПВЗ курьерами трудятся более 1,4 млн человек, а с учетом водителей цифра приближается к 2 млн человек. Этот фактор увеличивает дефицит и ведет к росту издержек перевозчиков – за год зарплаты водителей грузовиков по всей стране увеличились почти двукратно и достигли уровня 180 тыс. рублей.

Российские производители не успевают удовлетворять ажиотажный спрос на импортозамещенное оборудование. Многие из тех, кто в состоянии производить аналоги импортного оборудования надлежащего качества, загружены заказами на 1-2 года вперед. Старания по наращиванию производственных мощностей тормозят все тот же фактор нехватки рабочих и специалистов, сложности с доступом к наиболее современному производственному оборудованию и высокие кредитные ставки.

По словам специалиста, потребности перестраивающейся экономики в перевозках не успевает удовлетворять и железнодорожный транспорт – окончательный разворот российского экспорта на восток и юг столкнулся с дефицитом железнодорожной инфраструктуры на этих направлениях. Задача быстро нарастить провозные мощности усложняется нехваткой квалифицированных подрядчиков, техники и другими инфраструктурными лимитами.

«К тому же для выполнения внутренних перевозок ресурсов недостаточно – несмотря на рекордные заказы со стороны РЖД, монополия испытывает проблемы с наличием необходимого числа локомотивов, два крупнейших производителя железнодорожной техники в России не успевают выполнять заказы – ограничены как поставки новых, так и ремонт действующих. Причинами сами РЖД называли нехватку персонала сервисных компаний и дефицит запчастей», – добавил Денис Назаров.

Автомобильный транспорт, на который все последние годы уходили грузы с железнодорожного, тоже сталкивается с последствиями «перегрева» экономики. Помимо невиданной нехватки водителей, ключевой проблемой этого сегмента экономики стала нехватка запчастей и сложности с ремонтом техники. К активной экспансии китайских грузовиков, в течение 2 лет занявших 70% рынка новых автомобилей, отрасль оказалась не готова – склады запчастей недостаточны, каталоги запчастей не унифицированы, а диагностическое ПО и документацию представительства китайских компаний только начинают переводить с китайского на русский.

Российские производители автотехники, в частности специализированных полуприцепов, так же пока зависимы от импортных комплектующих – из-за рубежа продолжают поставлять осевые агрегаты, тормозные системы, компрессорное оборудование. Этот факт вместе с турбулентностью во взаиморасчетах и поставках из-за рубежа приводит к нарушению сроков исполнения контрактов и формирует нехватку специализированного транспорта на рынке.

Все это наряду с повышением утильсбора и активными действиями государства по развитию весогабаритного контроля привело к ажиотажу на спецтранспорт и росту цен в сегменте автоперевозок на десятки процентов только с прошлого года.

«Таким образом, стать полноценной заменой ж/д перевозкам автотранспорт в ближайшее время не сможет, поскольку в некоторых частях страны, как, например, в Сибири и на Дальнем Востоке, где идет наиболее активная стройка, автодорог в нужном количестве нет», – комментирует эксперт.

Получается, что единственный выход из данной ситуации – это ускоренное развитие инфраструктуры, стимулирование собственного производства и решение кадрового вопроса. А пока перегрев и нехватка ресурсов будут порождать локальные дефициты и рост цен, за которые всегда платит конечный потребитель.
1028
Все статьи