Вагоны дорожают, доля автодоставки растет: эксперт ЦЕМРОСа о трендах логистики в 2024 году

Вагоны дорожают, доля автодоставки растет: эксперт ЦЕМРОСа о трендах логистики в 2024 году

Вагоны будут дорожать, доля автодоставки — расти

Цемент, как и школьные принадлежности, пуховики или купальники, — сезонный товар. Российский стройкомплекс набирает обороты весной и летом, а зимой — замирает. Цементники ощущают это на графиках отгрузки продукции: зимой цемента отгружается в три раза меньше, чем летом. Если точнее, то в теплое время года ж/д перевозки цемента увеличиваются в 2,33 раза, а автомобильная доставка возрастает еще сильнее — в 3,4 раза. Если зимой разрыв между долей автодоставки составляет всего 7,2%, то летом он вырастает до 31,3%. 

Я уверен, что в ближайшие несколько лет доля автодоставки продолжит расти, поскольку производители вынужденно развивают собственную логистику. В первую очередь, причиной являются системные проблемы с организацией поставок железнодорожным транспортом, содержание железнодорожного хозяйства. К тому же работа с железной дорогой становится все более сложной и нерентабельной для малых потребителей. При наличии множества других проблем автотранспорт предпочтительнее. 

Даже сейчас, в низкий сезон, имеют массовый характер факты оставления вагонов с цементом от движения, из-за чего те приходят к потребителям с большим опозданием. Это происходит из-за переориентации грузопотоков и дефицита инфраструктуры, рекордных объемов пассажирского сообщения и кадрового дефицита, как и в остальных отраслях экономики.

В 2023 году ж/д логистика показала отрицательную динамику по сравнению с 2022 годом: погрузка по сети РЖД снизилась на 2,2% или на 0,6 млн т, а срок оборота вагона вырос на 4% (с 18 до 18,75 суток). Неудивительно, что цементники расширяют грузовой автопарк. Так, в 2023 году отгрузка цемента автотранспортом выросла на 7,5%. По нашим расчетам, этот тренд сохранится в среднесрочной перспективе.

Из-за инфраструктурных ограничений (дефицит локомотивов, бригад, путей для размещения вагонов) замедляется оборот и усиливается физическая нехватка парка для погрузки. Это вынуждает приобретать новые вагоны, разгоняет цены и приводит к росту логистических издержек. Так, с 2010 по 2023 год оборот вагонов замедлился на 40% с 13,4 до 18,8 суток, а количество вагонов увеличилось почти на 30%, достигнув рекордной цифры 1317 тыс. ед. парка. При этом общий объем погрузки почти не вырос и составляет чуть более 1,2 млрд т. 

Цемент можно будет перевозить вагонами-зерновозами и россыпью в полувагонах

Одним из трендов в перевозках цемента, как и других насыпных грузов, в ближайшее время станет увеличение доли более универсальных хопперов (зерновозов и минераловозов), пригодных как для перевозки цемента, так и для минерального сырья, минудобрений, глинозема и ряда других грузов. Приобретение данного вида вагонов более оправданно с экономической точки зрения в силу больших возможностей его загрузки в период снижения перевозок цемента. 

К сожалению, сейчас не все потребители и цементные предприятия могут принимать под погрузку наиболее современные хопперы, в частности новые зерновозы модели 19-1274-01 — для этого требуется модернизация имеющейся инфраструктуры. Однако потребители, адаптирующиеся под возможности приема всех типов вагонов, получат преимущество в виде более надежного обеспечения цементом в пиковый сезон.

Другое ноу-хау или потенциальный способ решить проблему технологического дефицита хопперов в сезон заключается в перевозке цемента навалом в полувагонах с использованием вагонного вкладыша. Это решение позволяет обеспечить его сохранность, защитить груз от осадков и сэкономить за счет более низкого ж/д тарифа. Но есть и недостатки: для выгрузки навального цемента также требуется модернизация приямков, дополнительные трудозатраты и более высокий уровень пыления.

Перевозка цемента в полувагонах потенциально может компенсировать нехватку специализированного парка хопперов в высокий строительный сезон. Получатели, которые будут готовы к приемке полувагонов, окажутся в более выгодном положении. 

За простои будут взыскивать жестче

С марта 2023 года в РЖД начали поэтапное подключение логических контролей на запрет согласования заявок ГУ 12 и строк плана СКПП (суточного клиентского плана погрузки) в случаях превышения возможностей инфраструктуры. 

Что изменилось?

  • Заявки ГУ 12 в прямом сообщении теперь подаются строго за 10 дней до начала перевозок. В остальных случаях — за 15 дней (ранее можно было подать заявку с сокращенными сроками).
  • Подаваемые в СКПП планы должны соответствовать перерабатывающей способности пути необщего пользования, а также техническому плану дороги назначения и лимитам участков инфраструктуры.
  • Срок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры увеличился.

Таким образом РЖД ужесточает технологическое регулирование. Это во многом вынужденная технологическая и «воспитательная мера», чтобы выработать у грузополучателей более ответственный подход к формированию потребностей, более эффективно использовать ресурсы инфраструктуры. 

Конкуренция за водителей будет расти

Сегодня вакансия «водитель» входит в тройку самых востребованных профессий в России. По последним оценкам, нехватка водительского состава оценивается на уровне свыше 30%.

Среди причин дефицита кадров можно выделить переход на работу в e-commerce и маркетплейсы, уменьшение количества водителей-мигрантов и т.д. При этом сама профессия считается «непрестижной» и требует от кандидата высокого уровня ответственности и физического напряжения. 

Нехватка квалифицированного водительского состава остается ключевым фактором сдерживания объемов роста перевозок автотранспортом. В свою очередь, конкуренция за водителей будет влиять на издержки автоперевозок наряду с ростом цен на закупку и содержание техники и стоимостью ГСМ.

Цифровизация автомобильной доставки цемента

Отрасль грузовых автоперевозок стремительно цифровизируется. Производители, развивающие собственную автодоставку, поддерживают тренд и внедряют различные цифровые сервисы, снижающие затраты и повышающие эффективность логистики. 

Одно из перспективных направлений — переход на электронные транспортные накладные. С 2023 года, согласно законодательству, разрешено заменять бумажные перевозочные документы на электронный комплект. 

Помимо очевидной выгоды, связанной с повышением оперативности и прозрачности обмена информацией, необходимо учитывать, что пионеры, успевшие внедрить электронные накладные до начала массового перехода, получат конкурентное преимущество на рынке автоперевозок.

Кроме того, собственная автодоставка невозможна без системы контроля и мониторинга маршрутов, безопасности вождения и мотивации персонала. Эти аспекты грузоперевозок в ближайшее время будут оцифрованы.

В целом, конкуренция на рынке цемента будет расти, что требует более современных и удобных логистических решений. Сфера логистики цемента будет развиваться в направлении клиентского сервиса, расширения центров дистрибуции и поиска наиболее быстрых и дешевых способов доставки. Преимуществом будут обладать компании-производители цемента, которые в кратчайшие сроки смогут адаптироваться к растущим запросам потребителей.


Все статьи