Новый вызов для цементной отрасли: рост тарифов на железнодорожные перевозки увеличит издержки производителей до 21%
С 1 декабря тарифы на железнодорожные перевозки стройматериалов, в том числе и цемента, вырастут, что в совокупности с прочими факторами неминуемо скажется и на стоимости продукта для конечных потребителей – строительных компаний. Среди них и застройщики жилья, которые, вероятно, будут вынуждены заложить этот рост в стоимость квадратного метра: в период высокой ключевой ставки девелоперам все сложнее удерживать цены на прежних уровнях.
Ситуация с железнодорожными перевозками в цементной отрасли накалялась давно: цемент, как и остальные строительные материалы, не являются приоритетным грузом для железнодорожников. Класс их перевозки, согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ), первый, то есть самый дешевый. Соответственно, доход от транспортировки такого груза – минимальный. Поэтому вагоны, пути и локомотивы под него РЖД выдает, мягко говоря, неохотно, чем тормозит доставку важного ресурса. Особенно остро эта проблема чувствуется весной – в период традиционной активизации спроса на стройматериалы.
Доступ к железнодорожным перевозкам цементникам ограничивают ещё и правила недискриминационного доступа (ПНД): перевозки грузов в последнюю очередь имеют доступ к железнодорожной инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности. Проблему осложняет недостаточное развитие самой инфраструктуры, отсутствие тяги и локомотивных бригад, увеличение числа «брошенных» поездов, в результате чего существенно увеличиваются сроки доставки цемента на стройки страны.
Ещё одна проблема – ужесточение логистических ограничений на приём груза к перевозке и заадресовку железнодорожного подвижного состава, которая уже носит массовый характер. При этом железнодорожные перевозки цемента на 98% осуществляются во внутреннем сообщении, и подавляющее большинство из них осуществляется без использования провозных способностей на лимитирующих направлениях, таких как подходы к портам, пограничные переходы. Введенные РЖД ежесуточные квоты на прием к перевозке порожних вагонов ниже реальных потребностей и возможностей цементных заводов.
Это приводит к ухудшению ситуации с перевозками цемента по железной дороге. Статистика уже отрицательная: по данным «Союзцемента», который объединяет ведущих производителей цемента России и других стран Евразийского экономического союза, объем перевозок цемента железнодорожным транспортом по итогам октября текущего года составил 2 113 тыс. тонн – это на 12,1% ниже показателя сентября 2024-го. По сравнению с октябрем прошлого года тоже отмечается снижение – на 4,1%.
Новый вызов текущего года – с 1 декабря 2024 года тарифы на грузовые перевозки ОАО «РЖД» вырастут на 13,8%. Кроме того, с 1 января 2025 года увеличатся понижающие коэффициенты на перевозки минерально-строительных грузов (а с 1 января 2026 года от будет и вовсе отменен). Плюс со следующего года на 10% будут увеличены тарифы на порожний пробег полувагонов, платформ и универсальных крытых вагонов, которые используются для доставки цемента.
Всё это приведет к снижению общей эффективности работы и росту издержек производителей цемента на железнодорожные перевозки: в случае с навальным цементом – на 19,5%, с тарированным – на 21%, подсчитали в ЦЕМРОСе. Это в разы выше прогнозируемого Минэкономразвития уровня инфляции в стране в 2025 году – 4,5% год к году.
То есть удорожание железнодорожной логистики для производителей цемента будет минимум в 4 раза выше уровня ожидаемой инфляции. И конечно, это скажется на стоимости цемента для потребителя – компаний строительного комплекса, в том числе и застройщиков жилья, которым в реальности высокой ключевой ставки и так непросто удерживать цены на квартиры на прежних уровнях.
Квоты на транзит цемента в Калининградскую область по железной дороге через Литву выбраны на 92,14%. До конца года в регион можно поставить таким способом 3,7 тыс. тонн цемента. Об этом сообщает Rugrad, ссылаясь на ЦЕМРОС.
На нашем сайте, в целях обеспечения функционирования сайта, для проведения статистических исследований и обзоров, осуществляется автоматический сбор информации о файлах cookie. Нажимая кнопку "Я согласен" или продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на использование данных технологий для нашего сайта.