Цемент не влезает в вагоны

Цемент не влезает в вагоны

Столкнувшись на фоне роста спроса, ограниченной провозной способности железных дорог и дефицита вагонов с увеличением сроков движения цемента на 36-86% за год, производители просят вмешаться в ситуацию правительство. Дополнительные издержки и сложности с переориентацией потока на автотранспорт уже привели к удорожанию логистики на 15-25%. Летом ситуация может обернуться срывом сроков поставок в регионы Сибири, Урала, Поволжья, юга и Северного Кавказа.

Дефицит логистических мощностей создает предпосылки для формирования нехватки стройматериалов в отдельных регионах. Об этом говорится в письме, направленном ЦЕМРОСом вице-премьерам Марату Хуснуллину и Виталию Савельеву. Производитель просит принять меры для стабилизации движения на сети ОАО РЖД, снижения дефицита водителей грузовиков, учесть приоритет перевозок цемента и стройматериалов в правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. 

В ЦЕМРОСе отмечают, что в январе-апреле средний срок движения груженых вагонов Мордовцемента вырос на 86%, до 10,6 суток, порожних вагонов — на 36%, до 7,2 суток. Для Невьянского цементника показатели увеличились на 28% (до 6,1 суток) и 78% (до 5,8 суток) соответственно. Скорость прохождения одиночных отправок по Горьковской железной дороге за год сократилась со 105 км до 45 км в сутки. 

Это привело к снижению отгрузки на 24,6% (до 512,6 тыс. тонн) для Мордовцемента и на 8,5% (до 157,9 тыс. тонн) для Невьянского цементника.

Примыкающий к Красноярской железной дороге Ачинский цемент испытывает трудности с заадресовкой хопперов-цементовозов. Это создает риски для запуска третьей производственной линии: в Сибири железнодорожный транспорт часто не имеет альтернатив, поясняют в ЦЕМРОСе.

В ОАО РЖД говорят, что более 95% отправок цемента прибывают в срок, а нормативное время определяется правилами. На увеличение времени, по данным монополии, могли повлиять рост год к году дальности перевозки цемента на 10%, низкие температуры и сильные осадки в Уральско-Сибирском регионе в начале года.

По данным Союзцемента, объем перевозки цемента по железной дороге в апреле составил 2,3 млн тонн, сократившись на 3,2% год к году, потребление же выросло на 4,8%, до 5,7 млн тонн. Производители вынуждены задействовать автотранспорт, поясняет управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь. Директор по логистике Цементума Ирина Нарышкина говорит, что задержка доставки груженых вагонов на Горьковской, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Северо-Кавказской дорогах составляет до 200% от регламента. Это связано с отказом в оформлении, простоем на сортировочных станциях, отсутствием маневровой тяги, поясняет она. 

В ЦЕМРОСе отмечают ограниченную провозную способность Транссиба и БАМа в восточном направлении — 180 млн тонн в этом году, что значительно меньше грузовой базы.

Компенсировать срок оборачиваемости вагонов цементники, по словам Владимира Гузя, могут, только привлекая новые. Вместе с ростом тарифов, стоимости лизинга и другими факторами, это привело к подорожанию перевозки по железной дороге на 15-25% за год, добавляет он. Схожую динамику эксперт наблюдает для автоперевозок, где на рынок давит расширение систем весогабаритного контроля. Госпожа Нарышкина подтверждает, что логистика цемента в целом за год подорожала на 15-20%. Транспортное плечо, по подсчетам СМПРО, формирует в среднем 20–30%, а иногда до 50% стоимости цемента для потребителя.

Компания ЦЕМРОС допускает, что проблемы с поставками коснутся Уральского, Сибирского и Приволжского округов. Владимир Гузь говорит о рисках для Южного округа и Северного Кавказа. Президент ГК «Основа» Александр Ручьев обращает внимание на то, что вопрос с цементом остро стоит летом, когда объем отгрузок увеличивается втрое к осени-зиме. Невозможность получить материал, подчеркивает исполнительный директор Союзцемента Дарья Мартынкина, может повлечь «невыполнение планов, финансовые потери для заказчиков, застройщиков и поставщиков».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/6727736

359

Читайте по теме

| Аргументы и факты
В высокий сезон – с ростом производства
Объем производства на Мальцовском портландцементе за четыре месяца текущего года превысил показатель аналогичного периода 2023 года на 9%, а отгрузка тарированного цемента выросла более чем в три раза.
Посмотреть все