Рост импорта – это мина замедленного действия для российского стройкомплекса

В этом году стройотрасль во многих российских регионах столкнулась с резким дефицитом цемента. Так, в начале октября в Санкт-Петербурге СМИ выяснили, что в городе «пропал весь цемент», а строители аккуратно заговорили о рисках снижения объемов строительства. Ранее о дефиците важнейшего строительного материала заявляли в ряде крупных городов. Особенно остро проблема стояла в Татарстане – из-за дефицита цемента многие стройки буквально встали, и застройщикам приходилось выручать друг друга, одалживая остатки, чтобы коллеги успели сдать объекты в срок. И, несмотря на то, что в итоге проблемы были решены, и цемент был на стройки поставлен, вопрос, почему коллапс происходил, и не будет ли повторяться регулярно, остается актуальным.

Пора ли бить тревогу? С этим вопросом портал Всеостройке.рф обратился в ЦЕМРОС, Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», а также к крупнейшим девелоперам страны – в ПИК, Группу «Самолет», ГК ФСК, ГК ТОЧНО, холдинг Setl Group.

«СОЮЗЦЕМЕНТ» объединяет ведущих производителей цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В состав Союза входят более 50 цементных заводов, мощность которых превышает 100 млн тонн цемента в год. Исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»Дарья Мартынкина рассказала нам, что сейчас основная проблема не в дефиците цемента.

Более того, по данным организации, с января по август текущего года объем производства цемента вырос на 2,5% (до 42,6 миллионов тонн). Потребление за этот же период достигло 44,3 миллионов тонн и 5% роста по сравнению с 2022 годом.

Импорт цемента за указанный период в Россию вырос на 70,3% (на 919 тысяч тонн) и составил 2 226,7 тысяч тонн. Основные страны-поставщики – Беларусь (73,2%), Иран (16%), Казахстан (9,2%), Турция (1,5%). Экспорт же за этот период времени вырос всего на 8% (на 54,5 тысяч тонн) и составил 734,1 тысяч тонн. Больше всего экспорт российского цемента упал в Финляндии (100%) и Казахстане (19%). Сейчас в основном цемент из России потребляют в Казахстане (54,3%), Беларуси (36,5%), Абхазии (7%).

Сегодня, говорит Дарья Мартынкина, производители цемента готовы увеличивать объемы производства, если это будет необходимо рынку. Однако сейчас есть довольно серьезные проблемы с непрогнозируемым спросом, а также трудностями в логистике через РЖД и автомобильные дороги.

Особенно острая ситуация сложилась с поставками через железнодорожный транспорт. Нарушаются сроки доставки, многие компании сталкиваются с отказами в согласовании заявок на перевозку. В июле были согласованы перевозки на 2,82 миллионов тонн, а в итоге погрузили 2,65 миллионов тонн.

Отметим, все большее число потребителей выбирают доставку автомобильным транспортом, из-за этого доля перевозок через железную дорогу сократилась с 59% до 41%. Такой способ удобнее потребителям, потому что так легче контролировать качество, именно поэтому с каждым годом доля автоперевозок стремительно растет. Но и здесь поставщиков и потребителей поджидают свои проблемы. Одна из самых больших – это традиционные майские ограничения. Их вводят на региональном уровне, при этом в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» считают, что зачастую эти сезонные ограничения введены необоснованно, без необходимых для этого обследований дорог.

Чтобы предотвратить возможный цементный коллапс, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» направил письмо в Минпромторг России с просьбой обратиться в Минтранс России, органы власти субъектов Российской Федерации с напоминанием о необходимости принятия ими обоснованных решений о введении сезонных ограничений движения по автомобильным дорогам в весенний период. Союз производителей цемента просит также поручить организовать соответствующую проверку с докладом в Минтранс России и Минпромторг России.

Помимо трудностей логистики, существуют и другие проблемы, как, например, непрогнозируемый спрос. Именно из-за резких всплесков спроса в этом году наблюдался дефицит в Татарстане, Удмуртии, Самарской области.

– Мы объясняем такой рост активным возведением жилья, интенсивным поступлением в строительную отрасль финансирования, в том числе государственного. В мае-июне объемы потребления по отношению к зиме возросли многократно (в некоторых регионах - в 10 раз!), хотя обычно рост в регионах с самой высокой сезонностью (речь прежде всего о СФО) составляет 2,5-3 раза, – говорит Мартынкина.

Решение этой проблемы в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» видят в довольно радикальных переменах: в возвращении к круглогодичному строительству, которое было характерно для времен Советского Союза.

– На данный момент нет никаких технологических препятствий для круглогодичного строительства. Напротив, со времен СССР технологии ушли далеко вперед – разработаны необходимые добавки в бетоны, которые позволяют полноценно возводить различные объекты при любых отрицательных температурах. Применение соответствующих технологий в зимнее время приводит к некоторому удорожанию строительства и требует четкого соблюдения технологии, но польза от равномерной загрузки инфраструктуры и рабочей силы как для самих застройщиков, так и для производителей стройматериалов и экономики страны в целом должна стимулировать к преодолению этих трудностей и сложившихся стереотипов о сложностях строительства осенью, зимой и весной, – убеждены в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».

При этом вопрос неравномерного спроса уже неоднократно поднимался – просьбы сформировать прогноз потребления по регионам и федеральным округам с перспективой на 3, 5 и 7 лет производители бетона отправляли в Минстрой, однако ответа так и не дождались, сообщают в «СОЮЗЦЕМЕНТ».

С коллегами солидарны и в ЦЕМРОСе – российском промышленном холдинге, являющемся лидером производства строительных материалов в России. Холдинг объединяет 15 заводов. Если спрос будет прогнозированным, предприятиям гораздо легче будет планировать объемы производства. Руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа ЦЕМРОСаДенис Усольцев говорит, что сейчас мощности предприятий задействованы на 100%.

– Подготовленные к этому строительному сезону печи и оборудование цементных предприятий ЦЕМРОСа сегодня работают на 100%, и весь произведенный цемент отгружается клиентам. На заводах не остается излишков готовой продукции. Увеличить производительность заводов ЦЕМРОС сможет к сезону 2024 года. Для этого необходимо будет провести ежегодные капремонты и запустить дополнительные печи, – рассказывает Денис Усольцев.

Однако увеличение мощностей проблематично, пока на предприятиях, входящих в холдинг, не владеют информацией о том, какие объемы будут необходимы в дальнейшем.

– В рамках долгосрочного планирования загрузки заводов, готовности производственных фондов любому предприятию необходимо иметь прогноз потребности в цементе на два-три года вперед. Иначе проводить дополнительные ремонты, закупать новое оборудование экономически неэффективно. Для равномерности загрузки заводов большую роль играет сезонность потребления цемента. От равномерного спроса на цемент в течение всего года выиграют все – и потребители, и производители, – убеждены в ЦЕМРОСе.

Также Усольцев отмечает, что еще одной проблемой являются посредники, которые зачастую только усложняют процессы.

– Еще один важный фактор – это исключение посредников между производителем и потребителем и долгосрочный взаимнопрогнозируемый характер сотрудничества. Только это позволит сдерживать цены на цемент на уровне, установленном производителем. Зачастую из-за действий посредников-перекупщиков цены на цемент у потребителей растут на 20-30%. Разница в цене остается в «кармане» у спекулянтов, которые пользуются сложившимся положением. Прямое взаимодействие между производителем и клиентом позволит отрасли обеспечить необходимый объем продукции, а покупатели получат качественный цемент по незавышенным ценам, – объясняет эксперт.

Усольцев раскрывает и еще одну проблему, которая сейчас заставляет переживать производителей цемента, – это конкуренция с поставщиками из других стран.

– Что касается импорта, то по самым скромным прогнозам, в европейскую и южную части России до конца 2023 года может быть поставлено почти 3 млн тонн зарубежного цемента. За прошедший период 2023 года импорт цемента вырос на 62 процента по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост импорта – это мина замедленного действия для российского стройкомплекса. Из-за потери значительной доли рынка российские заводы могут потерять рентабельность, что приведет к их закрытию. И если по каким-то экономическим причинам импорт прекратится, то оперативно возместить нехватку цемента будет очень сложно.Ведь чтобы запустить законсервированный завод, потребуется до полутора лет и значительные инвестиции, – подытожил Денис Усольцев.

А как же оценивают девелоперы ситуацию на рынке с поставками этого важнейшего стройматериала? Мы опросили крупнейших российских застройщиков. Представитель девелопера ПИК, являющегося сегодня лидером отрасли, сообщил, что дефицит цемента действительно наблюдался.

– Действительно, в ЦФО летом наблюдался дефицит, но осенью ситуация выровнялась за счет снижения спроса на бетон – начался так называемый низкий сезон. Проблема отразилась на поставках бетона от внешних растворобетонных узлов (РБУ) – в частности, наблюдалось снижение предложения и рост цен на товарный бетон. По предварительным итогам 2023 года, стоимость цемента для собственных нужд выросла на 12% по сравнению с 2022 годом, -отмечает вице-президент ПИККонстантин Яникович.

По его словам, на рынке СЗФО дефицит цемента наблюдается с 3 квартала. Это связано со снижением отгрузок от ключевого производителя цемента на СЗФО, считает эксперт.

– К сожалению, вопрос восстановления цепочек поставок в СЗФО на сегодня не решен. При этом на проектах ПИК не было ни одного сбоя или задержки поставок цемента: компания сотрудничает по прямым и долгосрочным договорам со всеми ключевыми производителями на рынке, выстроена система долгосрочного планирования: согласовываются годовые объемы отгрузки и цена. Благодаря такому подходу дефицит не отразился на собственном производстве ЖБИ и бетона, – уточнил Яникович.

Вице-президентПИК говорит, что на рынке ДФО каких-либо проблем с поставками не наблюдается, отгрузка ЖБИ-продукции и бетона идет в штатном режиме.

– Однако в связи с увеличением объемов строительства в регионе со следующего года нельзя исключать потенциального дефицита цемента, – подчеркнул вице-президентПИК.

Как прокомментировали нам в Группе «Самолет», некоторые проблемы в поставках периодически наблюдаются до сих пор.

– По информации от партнеров-производителей бетона, поставки идут планово, но наблюдаются перебои и тенденция к дефициту. Так, некоторые поставщики цемента активно вводят квоты на объем. «Поставки бетона в «Самолет» пока идут в штатном режиме», —сообщил Артем Блинов, директор по закупкам и тендерам Группы «Самолет».

По его словам, если посмотреть на аналитику цемента в общем по ЦФО, то он достаточно консолидирован: 75% доли рынка принадлежат 4 крупным игрокам, и дефицит спроса от предложения составляет порядка 27% в сезон. Зимой баланс восстанавливается. Кроме того, в «Самолете» отмечают рост стоимости этого материала.

– С 2022 года цена на цемент выросла на 26%, что в 2 раза быстрее роста цен на стройматериалы по данным Росстат, при этом себестоимость производства выросла на 12.5%. В закрытии заводов не видим рисков. При необходимости запуск одной собственной РБУ с нуля занимает до 3 месяцев, оборудование можно использовать отечественного или турецкого производства, – отмечает Блинов.

В ГК ФСК отмечают, что им удалось избежать проблем с поставками бетона благодаря долгосрочным контрактам.

– Проблем с поставками цемента и бетона нет. В Московском регионе ГК ФСК закупает цемент у крупнейших поставщиков, и проблем с регулярностью поставок нет.По Санкт-Петербургу своевременно переключились на поставщиков бетона, потребляющих белорусский цемент, – комментирует вице-президент, директор департамента закупок ГК ФСКАлександр Ткаченко.

Он подчеркивает, что в группе компаний не видят проблем с поставками или нехваткой этого стройматериала.

– В ГК ФСК не наблюдается дефицита цемента, так как своевременно были заключены долгосрочные контракты с крупными поставщиками цемента, что позволило в долгосрочную планировать себестоимость квадратного метра, а также обеспечить ритмичность поставок цемента, – говорит Ткаченко.

В холдинге Setl Group отмечают, что в этом году не обошлось без некоторых проблем.

– По тарированному цементу все стабилизировалось. Поставщики перетарили свои склады и даже просят делать заявки, так как цемент – это продукт с ограниченным сроком годности. Что касается бетона – в связи со срывами поставок отдельных поставщиков (а в некоторых случаях и полной неспособностью поставлять бетон) – пересмотрели результаты тендера на бетон, определили дополнительных поставщиков товарного бетона на объекты строительства. Срывы были, они привели к необходимости очередных «трудовых подвигов» и наверстыванию графика выполнения работ, – рассказали в пресс-службе холдинга.

Также в пресс-службе девелопера подчеркивают, что сейчас ситуация стабильная.

– Холдинг Setl Group ответственно относится к срокам строительства объектов и высоко ценит доверие покупателей.Поэтому оперативное реагирование и комплексный подход к работе позволяют нивелировать локальные сбои и избежать срыва сроков реализации проектов, – подытожили в холдинге.

Проблема не столько с поставками, сколько с удорожанием материала, считает директор по закупочной деятельности ГК ТОЧНОЕвгений Приходько.

– Объемы и сроки поставки цемента и бетона на объекты компании не изменились. Сейчас мы не наблюдаем дефицита на рынке. Можно даже сказать, что на данный момент предложений в избытке. Соответственно, сроки строительства также не меняются, никаких задержек нет. Однако цены на все строительные материалы выросли, в том числе на цемент и бетон. Как следствие, увеличивается себестоимость квадратного метра жилья. Мы проводим переговоры с производителями строительных материалов, стараемся установить взаимовыгодное сотрудничество, заключить соглашения о фиксированной цене для компании, – говорит представительГК ТОЧНО.

К слову, раз уж зашла речь о ценах, то в октябре этого года стало известно, что ФАС возбудила уголовное дело против крупнейших цементных заводов – АО «Новоросцемент» и ОАО «Верхнебаканский цементный завод» (оба предприятия входят в группу «Газметаллпроект»).Дело было возбуждено по факту неправомерного роста цен на цемент. Ранее, в июле этого года, уголовное дело было возбуждено в отношении «Востокцемент» – крупного производителя цемента на Дальнем Востоке.

Получается, что сегодня девелоперы совершают «трудовые подвиги», решая проблемы со срывом поставок, чтобы стройки не останавливались. Хотя решение проблем, казалось бы, лежит на поверхности (и в многочисленных письмах от «СОЮЗЦЕМЕНТА» ведомствам) – налаживание логистики, работа с автомобильным сообщением, сбор данных и прогнозирование спроса на ближайшие несколько лет. Даже резкий взлет цен, вероятно, тоже отчасти оправдан перечисленными проблемами с поставками и непредсказуемым спросом. И от того, как скоро будут приняты решения по этим вопросам, и зависит, настигнет ли нас «цементный коллапс».

Источник: https://vestnikstroy.ru/

3103
Посмотреть все