Новые технологии внедрены, но вопросы остались: эксперт рассказал о проблемах железнодорожной логистики в ходе поставок цемента потребителям
В настоящее время грузоотправители столкнулись с многими факторами, которые негативно влияют на сроки и качество поставок цемента клиентам. Среди них уменьшение согласованных заявок, увеличение оборота вагонов, а также нехватка локомотивов и бригад. В текущем году рост объема отгрузки ж.д. транспортом предприятий ЦЕМРОС составил 0,4 млн тонн (или 6%), дойдя до 6,9 млн тонн, при околонулевых объемах роста поставок в целом по отрасли.
«Мы фиксируем серьезное увеличение оборота вагона в 2023 году. Рост оборота вагона составил 9%, увеличившись в среднем на двое суток. И это несмотря на снижение среднего плеча перевозки на 5%, сроков нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой за счет улучшения технологической дисциплины у грузоотправителей и грузополучателей, и улучшения планирования из-за введения учетных карточек по наличию вагонов между грузоотправителями и операторами», – рассказал директор по закупкам и логистике Денис Назаров.
Кроме того, рост произошел за счет увеличения срока нахождения груженого вагона в пути. Во многом это связано с возросшим объемом пассажирского движения и интенсивности железнодорожных перевозок в юго-западных регионах России, а также из-за особого режима функционирования ж/д транспорта на юге страны, инфраструктурных ограничений на сети магистрального ж/д транспорта, дефицита локомотивной тяги и локомотивных бригад.
При этом РЖД предлагает целый ряд логистических решений для грузоотправителей, направленных на улучшение качества и скорости доставки вагонов, в числе которых «Грузовой экспресс», «Движение по расписанию» и «Диспетчерское сопровождение». В компании ЦЕМРОС опробовали все эти технологии на практике.
«В конце 2022 года была введена технология по формированию станционных маршрутов с порожними хоппер-цементовозами на путях общего пользования станции Брянск-Льговский Московской железной дороги в адрес предприятий ЦЕМРОС, находящихся на Юго-Восточной и Московской железных дорогах (станции Стойленская, Подгорное и Фокино). За счет внедрения технологии «Диспетчерское сопровождение» было сокращено время в пути порожнего рейса вагонов по предприятиямОсколцемент и Мальцовский портландцемент за январь-июль 2023 года, которое составило 3,7 и 3,3 суток соответственно по сравнению с 5,3 и 5,1 суток в прошлом году. Это достаточно эффективное решение, которое значительно помогло стабилизировать обеспечение порожними вагонами в тяжелых условиях движения на полигоне Юго-Восточной и Московской ж.д.Мы благодарны коллегам из РЖД и нашему ключевому партнеру компании «Первый промышленный оператор» за содействие в налаживании работы данного инструмента», – отметил директор по закупкам и логистике ЦЕМРОС.
Впрочем, внедрение этих технологий не решает все проблемные вопросы. В частности, при отсутствии жесткого закрепления локомотивной тяги к уже сформированным маршрутам, ожидание отправки может составлять больше суток. Денис Назаров уверен, что технология «Диспетчерское сопровождение» может быть эффективной только при наличии достаточного объема суточного вагонопотока и ресурсов по обработке вагонопотока в регионе. Есть нюансы и при применении технологий «Грузового экспресса» и «Движения по расписанию». Даже при применении данных сервисов происходит увеличение сроков оборота из-за накопления групп вагонов по направлениям.
«Ожидаемый эффект не был достигнут из-за неблагоприятной эксплуатационной обстановки на сети железных дорог компании «РЖД». Кроме того, перевозчик не несет финансовой ответственности в случаях несоблюдения условий договора. Мы считаем, что для эффективной работы этих сервисов необходима обоюдная и соразмерная финансовая ответственность сторон, в том числе перевозчика, а также жесткое закрепление локомотивной тяги», – сказал Денис Назаров.